Энергосбережение

Потребление энергоресурсов во всем мире стремительно растет. На фоне этого энергосбережение и энергетическая эффективность требуют все большего внимания со стороны, как руководства стран, так и рядовых граждан. Необходимо понимать, что любая правительственная инициатива, любой закон об энергосбережении и предварительная программа энергосбережения, может остаться только бумагой, если на местах нет понимания о необходимости проведения мероприятий по энергосбережению. Ярким примером такого игнорирования законодательных инициатив в нашей стране может служить закон об энергосбережении, принятый в 1991 году. В результате в 2009 году законодатели разработали и приняли закон об энергосбережении ФЗ-261, который стал основой всей политики государства в этой области. Однако нельзя не отметить количество потерянных для вопросов повышения энергоэффктивности лет, в то время как энергосберегающие технологии на протяжении многих десятилетий используются за рубежом.

Рассмотрим как обстоит ситуация с энергосбережением в России сегодня. Насколько развита и используется энергоэффективность? Итак, по данным экспертов потенциал энергосбережения составляет 40%. Это значит, что 40% энергетических ресурсов потребитель оплачивает и выбрасывает. За прошлый год величина «выброшенных» энергоресурсов была в районе 150 млрд. кВтч. (усредненные экспертные данные). Такую мощность вырабатывает полноценная ТЭС за 5 лет. Посмотрим на проблему низкой энергоэффективности хозяйствования с другой стороны: высокотехнологичные производства обычно являются крайне энергозатратными. Так доля стоимости энергоресурсов в себестоимости продукции может достигать 80%. Стоимость энергоресурсов растет, если при этом не произойдет повышение энергоэффективности производства, то конкурентоспособность продукции остается под большим вопросом. В сегодняшней экономической ситуации отказ от мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности для производителя прямой путь к банкротству.

Вернемся к вопросам государственных инициатив в области энергосбережения. Итак, на сегодняшний день основным законодательным актом в данной области является ФЗ-261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (http://www.esk-e3.ru/base). Не будем вдаваться в подробности документа, отметим лишь, что данный закон обязывает ряд юридических лиц получить энергетический паспорт. Можно отметить, что во время действия закона, энергеосбережение к 2011 году в России существенно выросло. Специфику данного документа рассмотрим в следующих материалах. В данной статье отметим лишь, что энергетический паспорт предполагает полное энергетическое обследование и разработку мер по повышению энергоэффективности путем проведения такого проекта как энергетическое обследование (энергоаудит). Законодательно крайний срок получения данного документа закреплен 2012 годом.

Вернемся к физическим лицам, также вскользь рассмотрим вопросы энергосбережения в секторе ЖКХ. Последний вопрос вызвал и вызывает дебаты на разных уровнях. Потребители недовольны постоянно растущими тарифами и качеством услуг, поставщики говорят об изношенности материального фонда и высоких энергопотерях. Отметим, что в России энергозатраты на единицу площади, по данным экспертов превышают в 3 и более раз аналогичные затраты для Западной Европы (речь идет об усредненных значениях и одинаковых внешних (климатических) факторах). Учитывая масштабы нашей страны потери сектора ЖКХ из-за низкой эффективности энергосбережения огромны. Безусловно, правы будут те, кто говорит о необходимости модернизации всего сектора. Однако стоимость модернизации будет колоссальна, и провести ее одномоментно вряд ли получится. Но надо понимать, что меры по повышению энергоэффективности могут быть разного уровня. Не будем говорить о энергоэффективных лампах, данный вопрос уже давно стал темой для дебатов. Отметим лишь, что не стоит пренебрегать даже самыми незначительными мероприятиями по энергосбережению: установкой счетчиков, контролеров, энергоэффективного оборудования, любая мелочь, может дать значительную экономическую выгоду. В любом случае мы рекомендуем ТСЖ или управляющей компании провести энергетическое обследование с помощью грамотного энергоаудитора. Данное мероприятие позволит выявить источники потерь и дать рекомендации по их устранению, не говоря уже об обязательном получении такого документа, как энергетический ппаспорт. Из опыта работы компании в данном вопросе, отметим один довольно забавный пример: энергетический аудит, проведенный в одном из зданий бюджетной сферы, позволил уменьшить затраты на энергоресурсы более чем на 200 тыс. только за счет смены контролеров, некоторого оборудования и пересмотра договора с поставщиками (энергоаудит предусматривает аудит договоров). Причем затраты были уменьшены без  полной энергетической модернизации. Рекомендации по повышению энергоэффективности были вынесены, но недостаток бюджетных средств несколько затормозил процесс. Отметим, что стоимость первичной модернизации полностью была компенсирована экономией за два месяца.

 
30.04.2015

Губернаторы и законодательные власти регионов РФ скоро смогут самостоятельно, без вмешательства федерального центра, повышать тарифы на услуги ЖКХ, в том числе на поставку воды и водоотведение, пишет "Российская газета". Правительство дало поручение Федеральной службе по тарифам (ФТС) и другим ведомствам подготовить изменения в нормативно-правовую базу, которые позволят высшей власти субъекта в случае необходимости принимать самостоятельное решение о превышении предельного тарифа.

подробнее

27.04.2015

Идею концентрации газового бизнеса «Роснефти» в отдельной компании нельзя назвать абсурдной, но конкретных планов по этому вопросу нет, заверил Михаил Леонтьев. Сведения об обратном, по его выражению, взяты «с помойки»

подробнее